cepb (cepb) wrote,
cepb
cepb

Categories:

О морали, о грехе, о расплате

Означает ли такое глубинное понимание человеческого несовершенства, что люди вообще не виноваты в своих поступках, ибо слабы и подвержены стороннему влиянию?

Ты задаешь очень сложный вопрос. Один из краеугольных этических вопросов, которым занимаются все моральные доктрины. И не скажу, что дают прямо такие однозначные ответы. Ниче, если в моем ответе не будет концептуального прорыва в этом вопросе? :) Я могу только дать обзор.

Вообще, вопрос диалектический. Одновременно и да, и нет, смотря с какого краю подходить. Сейчас поясню, как это.

В общем-то, все моральные доктрины сходятся в том, что люди несут ответственность за свои поступки в любом случае. За свою судьбу и за свои действия ответственнен сам человек и никто другой. Это закон природы на уровне физических законов. Если прищемить пальцы дверью, то будет больно и взрослому ученому, который сделал это нарочно, чтобы провести опыт, и годовалому младенцу, который просто не понимал, что он делает.
Если человек совершает плохие действия, то он ответит за них, по незнанию ли он их совершил, под влиянием чужой воли или умышленно. Уже сам тот факт, что человек совершает плохие действия, говорит о том, что он не достаточно высоко развит. Если он действовал по чужой воле - это значит, что уровень развития человека таков, что он не может избежать влияния чужой воли, а это признак низкого духовного развития, слабого понимания природы вещей. Ему придется работать над собой. Если будет, конечно, такая возможность.

Что касается возможностей, то каждая моральная доктрина дает концепцию искупления греха. Они могут отличаться, и довольно существенно, но в любом варианте, есть выход.

Дхармические религии предполагают, что человек должен "сжечь" свою карму. Его карма - как долг, измеримый в каких-то единицах. Вот сколько единиц ты задолжал, столько тебе придется отдать. Чего именно отдать - это уже есть разные варианты. У кого-то это боли и несчастья прямо в его жизни и в жизни его близких, или детей/потомков. Кто-то, как предполагается, родится в будущей жизни в плохом месте и в плохое время и перенесет страдания там. Кстати, в дхармических религиях есть понятие ада - это различные ужасные миры, чем-то напоминающие христианский ад. Разница в том, что люди там рождаются и умирают. Умирают тогда, когда избывают свою карму, когда считается, что они заплатили свой долг. Никто не попадает в ад навсегда. Правда, некоторые грешники живут в аду очень долго, миллионы лет. В некоторых подобных доктринах самым ужасным грехом считается лжепророчество. Лжепророки - это как раз те, кто повелевают толпами людей, давят на их инстинкты и ведут за собой к каким-то своим выгодам. Лжепророки живут в аду так долго, что это время сопоставимо с временем существования Вселенной (в дхармических религиях Вселенная живет циклами, время от времени разрушаясь), так что их карму можно считать почти что вечной.
Лучшим же способом "сжигания" кармы является прижизненное стремление к этому. Упорная духовная работа и разные хорошие действия позволяют понемногу, понемногу, но уменьшать карму. Можно стать подвижником и освободиться от кармы, это достижимо.

Христианство, не признавая сансару, концентрирует свое внимание на концепции прощения. Это очень тонкая концепция. Полноценно я не смогу рассказать, на эту тему сказано много и людьми куда как более серьезными. Если в кратце, суть в том, что всякий грех - прощаем, при условии раскаяния. Т.е., человек прямо при жизни может избыть свой грех, каким бы он ни был. Правильный механизм избывания греха по христианству такой - человек осознает свой грех, раскаивается и начинает мучаться совестью. И если он это делает серьезно, то происходит прощение, в таком порядке: сначала прощает Бог, потом люди, а потом человек прощает сам себя. Причем, первое - самое простое, согласно христианской доктрине, а последнее - самое сложное. И пока человек не простил сам себя - он все еще горит в аду за свой грех, прямо при жизни.
На эту тему есть просто превосходный фильм Павла Лунгина "Остров" с Петром Мамоновым в главной роли. Кто не смотрел - бегом смотреть, прыжками.

А теперь, внимание, важный момент. Большинство моральных доктрин, как правило, четко указывают, что закон ответственности за свои действия - это природный закон, а не человеческий. Преступник ответит, перед Богом или Природой, просто потому что так все устроено. Через карму ли или через Страшный Суд, быстро ли или долго, так ли или иначе, но суть остается одной - человеку придется искупить свой грех.
Но как к этому относиться стороннему человеку? А ответ дается четкий и ясный - "Возненавидь грех, но не грешника". В этом доктрины обычно сходятся. Чем выше духовно развит человек, тем более он способен разделять, различать грех и грешника. И, да, он с радостью прощает грешника, который раскаялся. Но даже и того, который не раскаялся, он не ненавидит, а только сожалеет о нем, как о человеке заблудшем и который, несомненно, выгребет от Природы по полной программе, согласно вышеуказанным законам.

Поэтому, как видишь, ответ на твой вопрос - и да, и нет. Грешники, даже по незнанию, непременно ответят за свои грехи. Но не суди - да не судим будешь. Твоя задача при жизни - не судить других грешников, а самому не стать таким же. Иначе и ты точно так же ответишь уже за своих грехи.
Subscribe

  • Прагматика человеческих коммуникаций

    Ситуция сейчас в метро случилась со мной. Передо мной стоит девушка, короткая стрижка-воробей, довольно таки полная, бёдра с "ушами", но это не…

  • О вечном

    Когда быть счастливым, если всё время уходит на то, чтобы возмущаться?

  • Рукопись... Выстрадал...

    Записки тихотерапевта [Проблемы] 1. Проблем не существует - есть Задачи. 2. Виновных нет - есть Заказчики. 3. Нет смысла эмоционально реагировать…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments